В. И. Вернадский ПРОГРЕСС НАУКИ И НАРОДНЫЕ МАССЫ Недавно окончился XIX век. К концу его и в ближайшие годы нового двадцатого столетия во всех культурных странах земного шара подводились итоги прошедшей столетней жизни человечества. В текущей спешной и запутанной ежедневной работе нам нет времени и возможности останавливаться на размышлении и оценке разных сторон ближайшего прошлого. Но формальный предлог окончившегося столетия дал возможность всюду сразу произвести эту оценку со всех точек зрения, заставил мысли миллионов людей хотя на время остановиться и задуматься над тем, что прожито и сделано ближайшими поколениями, и проникнуть хотя слегка в далекое будущее нового открывшегося столетия. Что оно несет нам, к чему клонится вековая работа человечества, что вынырнет из мрака времен перед нами и ближайшими к нам поколениями? Конечно, итоги и ответы на такие вопросы не могли быть одинаковы среди людей неодинакового образования, несовместимости интересов разного общественного и культурного состояния, но все же из сложной и противоречивой массы ответов возможно уловить некоторые общие ноты, возможно, услышать общие впечатления. Эти общие впечатления указывают на основные и главные черты переживаемого исторического периода, входят в сознание мыслящего человечества и, в свою очередь, направляют и определяют его дальнейшую деятельность. Две характерные стороны прожитого столетия особенно резко выделяются в общественном сознании. С одной стороны, красной нитью в истекшем столетии проходит рост науки и развитие научного миропонимания. Они проявились как в коренном изменении условий обыденной жизни - в открытиях и изобретениях техники, так и в проникновении научной работы в области, которым она оставалась чужда в прежние периоды жизни человечества - в создании новых "наук". Под их влиянием изменился характер государственных учреждений, выросли новые функции государственных и общественных организаций, совершенно неизвестные государствам и обществам даже XVII и XVIII столетий. Впервые в этом столетии под почти неслыханным раньше и своеобразным влиянием научных доктрин и воззрений проявились в истории европейского и американского обществ могущественные народные движения пролетариата и социализм - в его главных течениях - так или иначе, исходил из научных представлений о правильном общественном устройстве. Под влиянием научного движения в не менее резкой степени меняется положение религий в общественной жизни и понимание религиозных доктрин людьми, затронутыми образованием; что еще важнее, появились новые формы религиозного сознания, считающиеся с теми данными, которые кажутся научно доказанными, и исходят из них в своих построениях, эти формы "реформированных" религий являются явными указателями силы научного движения в истекшем столетии, и едва ли до сих пор оценено все значение этих новых форм понимания старого или попыток новой обработки искомых религиозных проблем [1]. Не менее крупное влияние оказало развитие науки на положение к концу столетия философских доктрин и философского миропонимания. Даже в областях искусства в XIX в. - в этих наиболее далеких от науки проявлениях человеческого сознания - видим мы и чувствуем могущественное влияние научного миропонимания, главным образом благодаря коренному изменению и открывающимся безграничным горизонтам техники... И невольно под влиянием этой картины неуклонного роста научного миропонимания в течение всего XIX столетия - во всех оценках и итогах, в умах и сознании огромного большинства мыслящего человечества является признание роста науки, как одного из характернейших признаков XIX столетия, и в то же время в неясной, конечно, но в захватывающей форме рисуется в будущем дальнейший рост научного сознания, чувствуется и понимается неизбежность новых, дальнейших успехов знания, достижение наукой того, что кажется нам пока самыми смелыми фантазиями. В некоторых отношениях этот рост был быстрее порывов человеческой фантазии, и кое-где научно достигнутое опередило те границы возможного, которые еще недавно ставились человеком. Конечно, такое представление о значении научного развития в XIX в. не может быть единогласным. Не отрицается сам факт, но изменяется его оценка. Еще недавно в образованных кругах общества - перед самым концом XIX в.- был поднят вопрос о значении научного прогресса; наиболее громким выразителем сомнений был довольно известный французский критик Брюнетьер, статьи которого вызвали разнообразное обсуждение во всей культурной прессе [2]. Ему вторил целый хор разнообразных представителей различных религиозных - иногда философских - воззрений. Но все это только подтверждает значение научного мировоззрения в XIX в., ибо они подымали вопрос о продолжительности такого преобладающего положения научного мировоззрения и указывали на признаки поворота настроений в сторону от научного миропонимания [3]. [На этом рукопись обрывается. - Ред.] [1903] ========================================================================= ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРОВ С. Р. Микулинский и И. И. Мочалов. Отрывок публикуется по рукописи, хранящейся в Архиве АН СССР (ф.518, оп.1, д.166). Он представляет собой начало "этюда", как его называл автор, примыкающего непосредственно к трем вводным лекциям книги "Очерки по истории современного научного мировоззрения" (см. настоящий том). Статья В. И. Вернадским не была закончена. История ее создания в какой-то мере может быть воспроизведена по письмам автора к жене летом 1903 г. В июле 1903 г. Вернадский выехал в Австрию для участия в работе IX Международного геологического конгресса. По пути в Вену и после окончания Конгресса он посещает ряд городов Германии, Австрии, Венгрии, Югославии. Во время этой поездки у Вернадского зреет замысел работы "Прогресс науки и народные массы", которая должна была стать продолжением введения в его курс лекций по истории современного научного мировоззрения. Своими размышлениями по поводу этой работы он делится в письмах к жене, отмечая, в частности, что в рамках разрабатываемой проблемы его очень заинтересовали предшественники научного социализма. Высказываемые в этой связи соображения Вернадского интересны не только сами по себе. В них обнаруживаются зародыши его последующих воззрений на социализм (его отношение к науке, роль его в революционной борьбе народных масс и т.п.), которые получили относительно полное развитие лишь много лет спустя, особенно в книге "Научная мысль как планетное явление" (1938) (см.: Вернадский В. И. Размышления натуралиста, кн. 2. Научная мысль как планетное явление. М., 1977). В письмах июля-августа 1903 г. Вернадский писал: "Я хочу обработать два этюда: 1) о прогрессе науки (в связи с демократическими движениями) и 2) о значении народных масс в выработке современного научного мировоззрения. Много дорогой думал". "Я начал набрасывать свой первый очерк, который обдумал во время поездки и прогулок. Его темой будет вторая часть вступления в курс, которую я не напечатал в "Вопросах философии [и психологии]", - "Прогресс науки и народные массы". Я считаю, что интересы научного прогресса тесно и неразрывно связаны с ростом широкой демократии и гуманитарных построений - и обратно. Мне кажется, мы имеем здесь область явлений, до сих пор очень мало сознанных и выраженных". "Много думаю над своей статьей о прогрессе науки и развитии демократии (народных масс). Но план ее разрастается, и я не знаю даже, когда приблизительно кончу. Я все-таки не хочу выходить за пределы, может быть, двух этюдов". "Тема моя о прогрессе науки и народных массах все разрастается. И здесь столько надо обдумать и выяснить себе... Как отрицание великих философских идей явился политический радикализм и либерализм начала XIX столетия. Но как первое в истории человечества крупное народное движение под влиянием науки - явился социализм. Его предшественники очень интересны. Это были первые пружины. И мне хочется несколько остановиться на них - на Годвине, Оуэне, Шелли, сен-симонистах... Думаю, что у этих первых искателей мысли находится много верного и глубокого. В то же время все яснее становится роль Дидро и энциклопедистов... Но все это наброски мыслей! И сколько кругом неизвестного и исполнимого" [Вернадский В.И. Письма к Н.Е.Вернадской 15, 18, 28 июля и 1 августа 1903 г. - ААН, ф.518, оп.7, д.49, лл.38, 39, 44, 46]. [1] Приспособление религии (главным образом, католической) к науке стало в XX в. одним из направлений модернизации религиозного сознания. Свидетельствуя о силе науки (как это верно подмечает Вернадский) и, напротив, переживаемом религией глубоком кризисе, это приспособление, однако, является и поныне чисто формальным, никоим образом не затрагивая природы религии, продолжающей оставаться антинаучной по своей сущности, враждебной науке и научному мировоззрению. См. подробнее: Шейнман М.М. Модернизм и модернизация в католицизме. - В кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 2, М.; Л., 1958; Мчедлов М.П. Эволюция современного католицизма. М., 1967; Он же. Католицизм. М., 1974; Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и модернизация католицизма. Минск, 1971; Наука и теология в XX веке (Критика теологических концепций науки). М., 1972; Наука против религии. Науки о неорганической природе и религия. М., 1973; Гараджа В.И. Неотомизм - разум - наука. (Критика католической концепции научного знания). М., 1969; Он же. Научно-технический прогресс и кризис католической теологии.- В кн.: Религия в век научно-технической революции. М., 1979. [2] Брюнетъер, Фердинанд (1849-1906) - французский критик, историк и теоретик литературы. В первый период литературной деятельности представлял позитивистское направление во французской историографии литературы, пытался применить к исследованию историко-литературного процесса методы естественных наук и прежде всего теорию эволюции Дарвина. В дальнейшем перешел на позиции откровенного идеализма. [3] Обращает на себя внимание дальновидность Вернадского, который уже в конце XIX - начале XX в. заметил и обратил внимание на зарождение тех взглядов, получивших в настоящее время широкое распространение в капиталистических странах под названием антинаучного движения и "поворот настроения в сторону от научного миропонимания", принимающий ныне форму прославления мистики и иррационализма. ========================================================================= ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ OCR: Сергей Мингалеев Вычитка и обработка: Андрей Константинов Дата последней редакции: 18 февраля 2002 г. Статья отсканирована по книге (с. 175-176): @Book{Book:1988:History, author = {В. И. Вернадский}, title = {Труды по всеобщей истории науки}, publisher = {Наука}, year = {1988}, address = {Москва}, edition = {2}, month = jan, note = { Утверждено к печати Комиссией по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского. Общая редакция и вступительная статья чл.-кор. АН СССР С. Р. Микулинского. Предисловие ко второму изданию академика А. Л. Яншина. Составители: М. С. Бастракова, И. И. Мочалов, В. С. Неаполитанская, Н. В. Филиппова, А. Д. Шаховская. Рукопись подготовлена к печати Г. А. Фирсовой. Текст второго издания подготовлен к печати Ф. Т. Яншиной. Рецензенты: А. И. Мелуа и Н. М. Митрякова (336 стр., 1 фотография, 10000 экз., Цена 2 р. 30 к.).}, annote = { Второе просмотренное и уточненное издание книги \cite{Book:1981:History} (подборка публикуемых произведений осталась прежней). В книге публикуются исследования В. И. Вернадского по всеобщей истории науки, в частности его труд ``Очерки по истории современного научного мировоззрения'', статьи о роли Канта и Гёте в развитии естествознания, а также его статьи по общим проблемам истории науки и вопросам организации исследований в этой области. Публикуемые работы раскрывают еще одну малоизвестную грань творчества великого натуралиста-мыслителя --- знакомят с ним как с историком науки.} } =========================================================================